Растительный мир

Полевые цветы, Алис-Спрингс, Северная территория © Claire Takacs 2010

Растительный мир Австралии

В Австралии насчитывается около 27 700 видов растений, включая живые ископаемые, например саговую пальму и травяное дерево, и яркие полевые цветы, такие как телопея, пустынный душистый горошек Стерта, банксия и кенгуровая лапка.

Кроме того, у нас произрастает примерно 2800 видов эвкалиптовых (камедных) деревьев и 1000 видов акации, которую еще называют австралийской мимозой. Золотая акация является одним из символов страны. Леса Австралии на 80 процентов состоят из эвкалиптов. Остальные 20 процентов составляют акации, чайные деревья (мелалеука), казуарины, кипарисовые сосны (каллитрис), мангровые заросли и тропические леса.

Леса
Леса

Леса

Самые высокие в Австралии деревья растут на юго-западе Западной Австралии, в Долине гигантов (Valley of the Giants). Здесь можно полюбоваться на разные виды эвкалиптов: гигантские гвоздеголовые, разноцветные и ярко-красные окаймленные, которые живут до 500 лет. На тысячекилометровой тропе Биббалман (Bibbulmun Track) вам встретятся окаймленные, красиволистные, загнутокрючковые, разноцветные эвкалипты и эвкалипты Джексона, а также водно-болотные угодья международного значения.

В прохладных тропических лесах умеренной зоны, входящих в состав объекта Всемирного наследия «Дикая природа Тасмании» (Tasmanian Wilderness), растут одни из самых старых деревьев в мире, в том числе редкая хуонская сосна.

Величественная сосна Воллемия появилась на материке еще 200 миллионов лет назад, когда Австралия, Новая Зеландия и Антарктида составляли единый суперконтинент Гондвана. Считалось, что растение вымерло много миллионов лет назад, пока в 1994 году его не обнаружил один турист. В природе всего менее 100 таких деревьев, и растут они в тропических зарослях глубоких ущелий Больших Голубых гор (Greater Blue Mountains).

Эвкалипты
Эвкалипты

Эвкалипты

Эвкалипты (камедные деревья) чаще других растений ассоциируются с Австралией. Они растут практически везде, от субальпийских зон до влажных прибрежных лесов, от участков умеренного климата до сухих внутренних районов материка. Большие Голубые горы — средоточие самых разнообразных представителей рода эвкалиптов на земле. Их даже назвали «голубыми» оттого, что испарение эвкалиптового масла создает над лесом мерцающую синеватую дымку. Эффектными серебристыми и красными малоцветковыми эвкалиптами можно полюбоваться в заснеженных горах Австралийских Альп. В русле высохших ручьев хребта Флиндерс (Flinders Ranges), что в Южной Австралии, живут древние камальдульские эвкалипты. Коалы питаются исключительно побегами и листьями определенных видов эвкалипта.

Тропические леса
Тропические леса

Тропические леса

Когда-то тропические леса покрывали большую часть древнего суперконтинента Гондвана, и некоторые виды примитивных растений, появившиеся более 100 миллионов лет назад, сохранились здесь до сих пор. Австралийские тропические леса тянутся через всю страну и встречаются в каждой климатической зоне. Лес Дейнтри (Daintree Rainforest), расположенный на севере Квинсленда, является самым старым тропическим лесом на земле — ему 135 миллионов лет. Тут произрастает ни много ни мало 13 различных типов тропического леса. В лесах Гондвана (Gondwana Rainforests), в юго-восточном Квинсленде и на севере Нового Южного Уэльса, встречаются самые большие участки субтропических и умеренных тропических лесов в мире. В округе Кимберли (Kimberley) Западной Австралии затаились островки сухого тропического леса. В Национальном парке Какаду (Kakadu National Park) можно посмотреть на муссонные леса, а на хребте Отвей (Otway Ranges) в штате Виктория — на густо заросшие папоротниками овраги.

Водно-болотные угодья
Водно-болотные угодья

Водно-болотные угодья

Национальный парк Кроаджинголонг (Croajingolong National Park) и природный заповедник Наджи (Nadgee Nature Reserve), расположенные на юго-востоке Австралии, входят во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. На их водно-болотные угодья, как и на угодья национального парка Какаду (Kakadu National Park), слетается множество перелетных птиц. Австралия была одной из первых стран, подписавших Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Ramsar Convention on Wetlands of International Importance), а в 1974 году полуостров Кобург (Cobourg Peninsula) в Северной Территории был провозглашен первым объектом такого типа. Сегодня под охраной Рамсарской конвенции находятся 65 австралийских угодий общей площадью 8 миллионов гектаров.

Полевые цветы
Полевые цветы

Полевые цветы

В период цветения пустынные луга и саванны Австралии расстилаются красочными коврами из вездесущих маргариток и других полевых растений. С июня по сентябрь на территории Западной Австралии распускается более 12 000 видов полевых цветов. С конца августа по середину октября на острове Кенгуру (Kangaroo Island) в Южной Австралии можно встретить более 100 разновидностей полевых цветов, многие из которых растут только здесь. Как только в Австралийских Альпах тает снег, альпийские луга покрываются россыпями серебристых и белоснежных маргариток, желтых ромашек и розовых стилидиумов.

Уникальная австралийская флора может похвастаться и представителями семейства Протейные, такими как банксия, гревиллея и телопея. Около 80 процентов всех растений, в частности все представители семейства Протейные, растущие на юго-западе Западной Австралии, не встречаются больше нигде в мире. Пустоши, простирающиеся вдоль Великой океанской дороги (Great Ocean Road) в штате Виктория, могут сравниться с очень немногими районами Австралии по количеству орхидей.

В Австралии полевые цветы являются охраняемыми видами, так что не поддавайтесь искушению нарвать букет!

Дополнительные идеи для поездок по Австралии

Australia's Plants

Wildflowers, Alice Springs, NT © Claire Takacs 2010

Australia's Plants

There are an estimated 27,700 plant species in Australia, including living fossils such as the cycad palm and the grass tree, and brilliant wildflowers such as the waratah, Sturt’s desert pea, banksia and kangaroo paws.

We also have around 2800 species of eucalypts (gum trees), and 1000 species of acacia, which we call ‘wattle’. The Golden Wattle is Australia’s floral emblem. Eucalypts make up almost 80 per cent of our forests. Acacias, melaleuca (tea tree), casuarinas (she-oaks), callitris (cypress pine), mangrove and rainforests make up the other 20 per cent.

Forests
Forests

Forests

Australia’s tallest trees can be found in the south-west of Western Australia in the Valley of the Giants. Giant tuart, karri, and rich red jarrah which live for up to 500 years can be found here. The 1000 kilometre Bibbulmun Track traverses a variety of jarrah, marri, wandoo, karri and tingle forests as well as internationally significant wetlands.

The cool temperate rainforest of the World Heritage-listed Tasmanian wilderness contains some of the oldest trees on the planet including the rare Huon Pine.

The majestic Wollemi pine is a remnant from a 200 million year-old landscape, when Australia, New Zealand and Antarctica were joined together as the supercontinent Gondwana. It was thought to have been extinct for millions of years, until rediscovered by a bushwalker in 1994. Fewer than 100 trees exist in the wild, growing in the deep rainforest gorges of the Greater Blue Mountains.

Eucalypts
Eucalypts

Eucalypts

Gum trees (eucalypts) are the tree most commonly associated with Australia. They are found in areas from sub-alpine to wet coastal forests, through to temperate woodlands and the dry inland areas. The Greater Blue Mountains has the most diverse range of eucalypt species on earth. In fact, the Blue Mountains gets its name from the blue shimmer which rises into the air from the oil from the trees. In the Australian Alps, striking silver and red snow gums stand out amongst the snow-filled landscape. In South Australia’s Flinders Ranges ancient river red gums live in the dry creek beds. Koalas feed exclusively on certain species of eucalypts.

Rainforests
Rainforests

Rainforests

Rainforest once covered most of the ancient southern super-continent Gondwana, and there are primitive plants found in these forests that are linked to those growing more than 100 million years ago. Australia’s rainforests stretch across the country and cover every climatic type. The Daintree Rainforest in north Queensland is the oldest tropical rainforest on earth, dating back 135 million years. An extraordinary 13 different types of rainforest can be found here. The Gondwana Rainforests of South East Queensland and northern New South Wales include the most extensive areas of subtropical rainforest in the world along with cool temperate rainforest. Pockets of dry rainforest live in Western Australia’s Kimberley region. There are monsoon rainforests in Kakadu National Park and lush fern gullies in Victoria’s Otway Ranges.

Wetlands
Wetlands

Wetlands

Wetlands attract high numbers of migratory birds in Kakadu National Park and The UNESCO World Biosphere Reserve-listed Croajingolong National Park and Nadgee Nature Reserve in south-eastern Australia. Australia was one of the first countries to become a signatory to the Ramsar Convention for Wetlands of International Importance and the Cobourg Peninsula in the Northern Territory, was declared the world’s first Ramsar site in 1974. Australia now has 65 Ramsar sites across the country covering around 8 million hectares.

Wildflowers
Wildflowers

Wildflowers

Wildflowers, including everlasting daisies, turn the arid and savanna grassland areas of Australia into carpets of colour in season. From June until September more than 12000 species of wildflower can be seen blooming across Western Australia. From late August to mid-October more than 100 varieties of wildflower can be seen on Kangaroo Island in South Australia, many unique to the island. In the Australian Alps, alpine meadows explode in masses of yellow billy buttons, pink trigger plants and silver and white snow daisies, once the snow melts.

Australia’s unique flora also includes the Proteaceae family of Banksia (bottlebrush), Grevillea and Telopea (waratah). Around 80 per cent of the plants and almost all of the Proteaceae species found in south-west Western Australia are not found anywhere else in the world. The heathlands along the Great Ocean Road in Victoria are one of the most orchid-rich sites in Australia.

Wildflowers are protected species in Australia, so don’t be tempted to pick them!

More Australian Ideas